- Стенные росписи
-
СТЕННЫ́Е РО́СПИСИ — один из видов монумент. иск-ва. Непоср. связаны с архитектурой. С. Р. — обычно арх. и ландшафтные пейзажи, фигурные композиции или орнаменты, исполн. красками непоср. на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепл. на стенах и др. поверхностях арх. сооружений; выполняются средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи (по функции иногда сюда относят мозаику и сграффито). К ранним образцам С. Р. относятся фрески 10—12 вв. (церкви Киева, Новгорода, Владимира). Динамизм, точность рисунка, глубина дух. содержания отличают СР. 14—16 вв. (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий). Для фресок 17 в. характерны декоративность, четкость и ясность композиции (церкви Москвы, Ярославля, Костромы). От эпохи барокко сохранились С. Р.-"обманки" с изображением ветвей деревьев на садовых фасадах люстгаузов петровского Монплезира и С. Р. Парадной (Купеческой) лестницы Большого дворца в Петергофе (арх. В. В. де Растрелли). С. Р. широко применялись в иск-ве классицизма и ампира (интерьеры дворцов Павловска, Гатчины, Царского Села, Михайловского и Елагина дворцов в СПб., дома Кологривовых в Калуге и мн. др.), легендой стали фресковые С. Р. П. Гонзаго на фасадах дворца в Павловске. Для композиций периода возвращения к нац. истокам (в неоромантич. духе) свойственно ритмизов., подчеркнутое колористич. решение (работы М. А. Врубеля, В. М. Васнецова). В 20—40-е гг. 20 в. к технике СР. обращались А. А. Дейнека, П. Д. Корин, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере; в 50—70-е гг. — Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, Б. А. Тальберг и др.
Стенные росписи. Фреска сев.-зап. свода собора Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1500—03
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.